Разместите нашу кнопку!

Новые статьи:

Programming articles

Создание сайтов на шаблонах

Множество вариантов работы с графикой на канве

Шифруем файл с помощью другого файла

Перехват API функций - Основы

Как сделать действительно хороший сайт

Создание почтового клиента в Delphi 7

Применение паскаля для решения геометрических задач

Управление windows с помощью Delphi

Создание wap сайта

Операционная система unix, термины и понятия

SQL враг или друг

Возникновение и первая редакция ОС UNIX

Оптимизация проекта в Delphi

Ресурсы, зачем нужны ресурсы

Термины программистов 20 века

Советы по созданию собственного сайта с нуля

Шифруем файл с помощью пароля

Фракталы - геометрия природы

Crypt - Delphi программа для шифрования

Рассылка, зачем она нужна и как ее организовать?

Учебник по C++ для начинающих программистов

Уроки для изучения ассемблера

Загадочный тип PCHAR

Средства по созданию сайтов

Операторы преобразования классов is и as

Borland Developer studio 2006. Всё в одном

Создание базы данных в Delphi, без сторонних БД


Software engineering articles



Assembler&Win32. Курс молодого бойца. Урок 8.

Команды ассемблера

     Арифметические операции - ADD, SUB, MUL, DIV. Многие опкоды делают вычисления. Вы можете узнать многие из них по их названиям: add (addition - добавление), sub (substraction - вычитание), mul (multiply - умножение), div (divide - деление).

    Опкод add имеет следующий синтаксис:

add приемник, источник

    Выполняет вычисление: приемник = приемник + источник.

    Имеются также другие формы:
приемник источник пример
регистр регистр add ecx, edx
регистр память add ecx, dword ptr [104h] / add ecx, [edx]
регистр значение add eax, 102
память значение add dword ptr [401231h], 80
память регистр add dword ptr [401231h], edx


    Эта команда очень проста. Она добавляет значение источника к значение приемника и помещает результат в приемник. Другие математические команды:

sub приемник, источник (приемник = приемник - источник)
mul множимое, множитель (множимое = множимое * множитель)
div делитель (eax = eax / делитель, edx = остаток)

     Поскольку регистры могут содержать только целочисленные значения (то есть числа, не, с плавающей запятой), результат деления разбит на частное и остаток. Теперь, в зависимости от размера источника, частное сохраняется в eax, а остаток в edx:
размер источника деление частное в... остаток в...
BYTE (8-bits) ax / делитель AL AH
WORD (16-bits) dx:ax* / делитель AX DX
DWORD (32-bits) edx:eax* / делитель EAX EDX

     * = Например: если dx = 2030h, а ax = 0040h, dx: ax = 20300040h. Dx:ax - значение dword, где dx представляет старшее word, а ax - младшее. Edx:eax - значение quadword (64 бита), где старшее dword в edx и младшее в eax.

     Источник операции деления может быть:
  1. 8-бит регистр (al, ah, cl,...)
  2. 16-бит регистр (ax, dx, ...)
  3. 32-бит регистр (eax, edx, ecx...)
  4. 8-бит значение из памяти (byte ptr [xxxx])
  5. 16-бит значение из памяти (word ptr [xxxx])
  6. 6a 32-бит значение памяти (dword ptr [xxxx])


    Источник не может быть непосредственным значением, потому что тогда процессор не сможет определить размер исходного операнда.

     Логические операции с битами - OR, XOR, AND, NOT. Эти команды работают с приемником и источником, исключение команда 'NOT'. Каждый бит в приемнике сравнивается с тем же самым битом в источнике, и в зависимости от команды, 0 или 1 помещается в бит приемника:

команда

AND

OR

XOR

NOT

Бит источника

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

1

Бит приемника

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

X

X

Бит результата

0

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

0

1

0



AND (логическое И) устанавливает бит результата в 1, если оба бита, бит источника и бит приемника установлены в 1.
OR (логическое ИЛИ) устанавливает бит результата в 1, если один из битов, бит источника или бит приемника установлен в 1.
XOR (НЕ ИЛИ) устанавливает бит результата в 1, если бит источника отличается от бита приемника.
NOT инвертирует бит источника.

    Пример:

mov ax, 3406d
mov dx, 13EAh
xor ax, dx


ax = 3406 (десятичное), в двоичном - 0000110101001110.

dx = 13EA (шестнадцатиричное), в двоичном - 0001001111101010.

Выполнение операции XOR на этими битами:

Источник = 0001001111101010 (dx)

Приемник = 0000110101001110 (ax)

Результат = 0001111010100101 (новое значение в ax)

Новое значение в ax, после выполнения команды - 0001111010100101 (7845 - в десятичном, 1EA5 - в шестнадцатиричном).

    Другой пример:

mov ecx, FFFF0000h
not ecx

FFFF0000 в двоичном это - 11111111111111110000000000000000
Если вы выполните инверсию каждого бита, то получите:
00000000000000001111111111111111 , в шестнадцатиричном это 0000FFFF
Значит после операции NOT, ecx будет содержать 0000FFFFh.

     Увеличение/Уменьшение - INC/DEC. Есть 2 очень простые команды, DEC и INC. Эти команды увеличивают или уменьшают содержимое памяти или регистра на единицу. Просто поместите:

inc регистр ; регистр = регистр + 1
dec регистр ; регистр = регистр - 1
inc dword ptr [103405] ; значение в [103405] будет увеличено на 1.
dec dword ptr [103405] ; значение в [103405] будет уменьшено на 1.


     Ещё одна команда сравнения - test. Команда Test выполняет операцию AND (логическое И) с двумя операндами и в зависимости от результата устанавливает или сбрасывает соответствующие флаги. Результат не сохраняется. Test используется для проверки бит, например в регистре:

test eax, 100b
jnz смещение


    Команда jnz выполнит переход, если в регистре eax третий бит справа - установлен. Очень часто комманду test используют для проверки, равен ли регистр нулю:

test ecx, ecx
jz смещение

    Команда jz выполнит переход, если ecx = 0.

     Ничего не делающая команда - nop. Эта команда не делает абсолютно ничего (пустая команда). Она только занимает пространство и время. Используется для резервирования места в сегменте кода или организации программной задержки.

     Обмен значениями - XCHG. Команда XCHG также весьма проста. Назначение: обмен двух значений между регистрами или между регистрами и памятью:

mov eax , 237h
mov ecx, 978h
xchg eax, ecx
в результате:
eax = 978h
ecx = 237h

     Вот и конец урока. Надеюсь, этот не был скучным. Следующий урок расскажет вам про подпрограммы.